Доминантное занятие по слушанию музыки «Ах вы, сени»

Разработала: музыкальный руководитель

Таранова И.В.

 

Цель: воспитывать в ребенке чувство национального достоинства, чувство любви к     Родине, через знакомство с русскими народными мелодиями.

Задачи:

— формировать представления детей о фольклоре, способность к национальной отзывчивости на народную музыку;

— обогащать музыкальные впечатления, знакомя детей с разнообразными народными мелодиями;

— воспитывать активный интерес и любовь к народной музыке, развивать правильное ее восприятие.

Оборудование: музыкальный зал оформлен под русскую избу, русский народный костюм для хозяйки избы; различные шумовые инструменты по количеству детей в группе, аудиозапись русской народной песни «Ах вы, сени»; картинки инструментов оркестра народных инструментов; видеозапись выступления оркестра народных инструментов им.Осипова.

Ход занятия.

 

Хозяйка:             Проходите, гости дорогие, я всегда вам рада! Здравствуйте!

Дети:                   Здравствуйте!

Хозяйка:             Ребята, скажите, под какую мелодию вы вошли в «избу»?

Дети:                   Мы вошли в «избу» под русскую народную мелодию   «Пойду ль я, выйду ль я».

Хозяйка:             Правильно. Сегодня мы с вами послушаем еще одну  Народную мелодию. Называется она «Ах вы, сени».

Сени – это современная веранда, помещение перед домом.  Оно не отапливалось. В сенях удобно было хранить запасы              на зиму: соленые         огурцы, квашеную капусту, вареники, пельмени. Соления стояли в больших, деревянных, обшитых железом, бочках, вареники и пельмени хранились в мешках.

 

Дети слушают музыку.

 

Хозяйка:             Какой характер у этого произведения?

Дети:                   Эта мелодия быстрая, танцевальная, веселая, игривая,  задорная.

Хозяйка:             Молодцы, ребята! Какие инструменты вы услышали?

Дети:                   Мы услышали баян, балалайку, трещотки, бубен, ложки,рожок.

Хозяйка:             А я хочу познакомить вас еще с одним инструментом. Его  звучание сейчас мы тоже слышали. А называется он бас-балалайка. Этот инструмент похож на балалайку, только большой и стоит на полу (показывает на картинке инструмент). Давайте повторим название этого инструмента (дети повторяют). Музыкант играет на нем стоя. Сейчас мы посмотрим, как это произведение исполняют музыканты оркестра народных инструментов.

 

Просмотр фрагмента в видеозаписи.

 

Хозяйка:             Ребята, на каком инструменте вы хотите исполнить эту  мелодию (ответы детей)? Исполнители, возьмите  инструменты, займите свои места в оркестре. Вы – музыканты, а я – дирижер.

 

Творческое исполнение русской народной песни «Ах вы, сени!».

 

Хозяйка:             Исполнителями музыки мы уже были, а танцорами – нет!  Вспоминайте танцевальные движения русского народа. Я думаю, у нас получится чудесный танцевальный ансамбль (воспитанники слушают русскую народную мелодию и выполняют русские народные движения). Ребята, кто из вас вспомнит, какое стихотворение мы сочиняли на прошлых занятиях (дети поднимают руки)? Артем, расскажи, пожалуйста.

Артем:                 Мы слушаем музыку и русские песни поем,

О том, как мир красив, и хорошо кругом.

Шутлива, весела, быстра, задумчива, душевна —

Вся музыкальная страна пред нами откровенна.

А русские мелодии за душу берут,

Они очаровательны, красивы, замечательны,

Спокойны, озорны, танцевальны и милы.

И рады мы, что тут русские мелодии нас за душу берут.

Хозяйка:  Молодец! А сейчас я предлагаю нарисовать то, что вы представили, слушая музыку (дети рисуют, тихо звучит русская народная   музыка).

После рисования воспитанники делятся впечатлениями, показывают свои рисунки, Хозяйка прощается с ними, дети выходят из зала.