Доминантное занятие по слушанию музыки. Тема: «Сказка в музыке». Занятие: «В пещере горного короля»

Разработала: муз. руководитель

                                                                        Таранова Ирина Валентиновна

Опубликовано 24.11.14г.

Цель:

Познакомить детей с новым музыкальным произведением Э. Грига «В пещере горного короля».

Задачи:

— продолжать развивать эмоциональный отклик детей по отношению к музыке;

— учить слышать изменения в динамических оттенках и темпе музыкального произведения;

— продолжать знакомить детей с инструментами симфонического оркестра;

— выражать в движении и рисунках настроение музыки.

Музыкальный репертуар:

Э. Григ «В пещере горного короля», из сюиты «Пер Гюнт»,

музыкальные пьесы из темы «Сказка в музыке» по выбору музыкального руководителя.

Материал:

Картины русских художников, посвященных сказке, по выбору музыкального руководителя.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал и рассматривают картины русских художников, написанных на сказочную тему, садятся на стулья.

Музыкальный руководитель:

Вам понравились картины, ребята?

Дети:

Да, понравились!

Музыкальный руководитель:

Как вы думаете – чему посвящены эти картины?

Дети:

Сказке!

Музыкальный руководитель:

Правильно. Многие художники посвящали свои картины сказке, и композиторы тоже писали свои произведения, посвященные сказке. Сегодня мы с вами вновь отправимся в сказку, а с ее волшебными персонажами нас познакомит музыка.

Звучит пьеса Э. Грига «В пещере горного короля», из  сюиты «Пер Гюнт».

Я предлагаю воспитанникам самостоятельно определить о чем рассказывает такая яркая и выразительная музыка. Дети придумывают свои версии этой музыки, говорят о шабаше злой силы, чувствуют и слышат развитие музыкального образа.

Музыкальный руководитель:

Написал эту музыку норвежский композитор Эдвард Григ. Музыка рисует картину сказочной пещеры в суровых горах и скалах Норвегии, где живут злые духи, гномы, кобольды, тролли. Давайте еще раз послушаем эту музыку и расскажем, с помощью каких средств выразительности она говорит об этих сказочных персонажах.

Воспитанники слушают музыку и рассказывают о ней.

Музыкальный руководитель:

Правильно, ребята.  Низкий регистр и тихое затаенное звучание в начале пьесы создают настороженно – фантастический характер. Музыка рисует сказочное шествие, которое передается звучанием разных инструментов симфонического оркестра.

Я проигрываю маршеобразную тему, звучащую в разных регистрах с динамическими оттенками.

 Музыкальный руководитель:

Давайте вместе следить за развитием музыкального образа: мрачное шествие духов тьмы; музыка постепенно звучит все громче и громче, ускоряется.

Ребята слушают музыку Э. Грига «В пещере горного короля» в аудиозаписи.

Музыкальный руководитель:

Что нового вы услышали в этом произведении?

Дети:

Мы услышали в оркестре новые инструменты – они «грубые» (определение воспитанников).

Музыкальный руководитель:

Это медные духовые инструменты (трубы) и ударные (большие барабаны).

Давайте представим себя героями произведения и в движении покажем их характер, образ и действия.

Воспитанники слушают музыку и двигаются в образе героев.

Музыкальный руководитель:

Я вам сейчас предлагаю поиграть в игру «Угадай мелодию».

Вы слушаете знакомые произведения (тема «Сказка в музыке), узнаете их и воплощаете разнообразную сказочную музыку в движении. А в группе вы нарисуете понравившихся вам героев.