Доминантное занятие. Тема: «Слушаем песни военных лет» (старший дошкольный возраст)

Музыкальный руководитель :

Таранова И. В.

Опубликовано 07.06.15г.

 Задачи:

-продолжать знакомить детей с историей своей страны, ветеранами ВОВ, с защитниками Отечества;

-азвивать умение высказываться о прослушанном произведении;

-закреплять навыки выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений;

-формировать добрые чувства, уважение к старшему поколению, к памяти воинов-победителей;

-воспитывать традиции преемственности поколений.

Предварительная работа:

-чтение книг;

-рассматривание иллюстраций с фрагментами военных баталий;

— разучивание стихотворений о Великой Отечественной войне;

-разучивание танцев, песен с военной тематикой.

Репертуар:

-«Священная война» муз. А.  Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача;

-«Катюша», муз. М. Блантера, сл. И. Исаковского.

Материал:

СД диск с записью военных песен;

иллюстрации:  К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»;

Н. Петрова «Мирное небо»;

музыкальные инструменты.

Ход занятия.

Под песню «День Победы», сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова дети входят в зал и садятся на стулья.

Муз. руководитель:Сегодня, ребята, у нас  необычное занятие. Мы будем говорить о военных песнях и слушать их.

Много лет назад так же мирно жили люди. Пахали землю, сеяли хлеб, дети играли и учились, взрослые работали, чтобы преображалась наша земля.

(Показываю картину «Мирное небо 1941 года», автор Наталья Петрова.)

Что изображено на картине? Какое настроение у этой картины? Какие краски преобладают на этой картине?(Ответы детей.)

Муз. руководитель:Да, вы правы. Люди отдыхают в парке, дети играют в игры , катаются на каруселях, едят мороженое. И вдруг…В одно прекрасное июньское утро на мирные города нашей Родины стали падать бомбы  —  пришла война, которая принесла много горя.  Весь народ встал на защиту Родины.  В первые  дни войны была написана песня, которая поднимала на борьбу всех, кто любит свою Родину. Эта песня называется «Священная Война». Это патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Она также известна по первой строчке: «Вставай, страна огромная! »

24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор Александр  Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и  Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Еще день был отведён на репетицию.  И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР,  впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. Музыка песни сочетает грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность. В послевоенное время песня часто исполнялась Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии им.  А. В. Александрова и имела широкий успех,   как  в СССР, так и в зарубежных гастролях.

Послушайте запев и припев  песни «Священная война» муз. А. Александрова,  сл. В. Лебедева-Кумача, скажите какая по характеру музыка этого произведения? (Ответы детей)

Муз.  руководитель: Правильно, музыка запева суровая, сосредоточенная, углублённая. Аккорды в сопровождении чёткие, равномерные. Припев песни звучит более напевно, торжественно, строго выражает скорбь народа и его горе. Прислушайтесь к словам песни, о чём поёт хор? (Ответы детей)

Муз. руководитель:Посмотрите на картину К. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года», что на ней нарисовано?(Ответы детей)

Муз. руководитель:Правильно. В каких красках написана эта картина? Какое у нее настроение? Почему вы так решили?(Ответы детей)

Совершенно верно.  Давайте и мы пройдем, как солдаты на параде в 1941году.

(Дети маршируют под песню «День Победы», сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова.  После этого садятся на стулья.)

Муз. руководитель:Сейчас вы послушаете еще одну песню. (Дети слушают)

Муз. руководитель:Как называется эта песня? (Ответы детей)

Муз. руководитель:Правильно, эта песня называется «Катюша», написали ее авторы: композитор М. Блантер, слова написал  М. Исаковский.  Послушайте, что пишет автор о создании  песни: «Стихи, ставшие впоследствии песней под названием «Катюша», я начал писать в начале 1938 года. У меня, можно сказать, сразу, без особых усилий написались первые восемь строк, то есть первая половина»Катюши». Но потом работа застопорилась. Я не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую  заставил выйти «на высокий берег, на крутой». Поэтому стихи пришлось пока отложить, хотя начало их мне определенно нравилось. Весной – в конце апреля или в начале мая – я по каким-то делам поехал в редакцию газеты «Правда». Там – в литературном отделе – я впервые встретился и познакомился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером, за которым уже «числилось» несколько весьма популярных песен. Матвей Исаакович сразу же стал выспрашивать – нет ли у меня каких-либо стихов, на которые можно было бы написать музыку. Я вспомнил про начатую «Катюшу» и ответил:
– Знаете, стихи есть, и, по-видимому, их можно положить на музыку, но вся беда в том, что они не закончены: я написал лишь восемь начальных строк.
– А вы можете сейчас переписать эти строки для меня?
– Конечно же, могу, – согласился я.
И тут же, сев за какой-то столик, написал:

Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,  на высокий берег, на крутой.
Выходила, песню заводила  про степного сизого орла,
Про того, которого любила,  про того, чьи письма берегла…
Я передал написанное Блантеру и, по совести говоря, скоро позабыл об этом.

Однако летом, когда я по какому-то случаю снова встретился с Матвеем Исааковичем, тот сказал мне, что музыку «Катюши» он написал, что, по его мнению, песня получилась хорошая, но необходимо дописать слова. Я обещал, что допишу. Но сделать это сразу почему-то не смог, а потом – в августе – я уехал на целый месяц в Ялту.
И вдруг совершенно неожиданно для меня в Ялте появился Блантер и, узнав о моем местопребывании, приехал, чтобы «подогнать» меня. Мне он сообщил, что в Москве организован Государственный джаз-оркестр. В ближайшее время состоится  первый концерт этого джаза. «Катюша» уже включена в программу первого концерта, и я немедленно должен дописать ее.    Я немедленно принялся за работу, хотя это было для меня крайне трудно: вне дома, вне привычной обстановки я почти не могу работать, у меня ничего не получается. Но дописать песню нужно было, и я дописывал ее.»

Муз. руководитель:Какая по характеру эта песня? Похожи эти песни? Чем они отличаются? (Ответы детей)

Муз. руководитель:Правильно. Давайте сыграем на музыкальных инструментах песню «Катюша».Игра на музыкальных инструментах.

Муз. руководитель:Давайте споем песню «Катюша».

(Песня «Катюша», муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского)

Муз. руководитель:В тяжёлых боях с врагом наша Армия победила. Прогнала захватчиков не только с нашей земли, но и помогла другим народам. День победы 9 мая ждали целых пять лет. Дорогой  ценой досталась нам эта победа: погибло много людей, но память о них не умрёт никогда. Сейчас нам ребята прочтут стихотворение Михаила Исаковского.

Ребёнок:

Куда б ни шёл, ни ехал ты, но здесь остановись.

Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.

Ребёнок:

И для тебя, и для меня он сделал всё, что мог.

Себя в бою не пожалел, а  Родину сберёг.

Муз.  руководитель: 

Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Вечная им слава!

Если хочешь узнать о войне и о майской победной весне,

Попроси солдатскую мать письма сына её прочитать.

На страницах застыли года, двадцать два ему будет всегда.

«Мама, я здоров и живой, а на утро последний бой».                 Е. Горбанская.

 

Герои живут среди нас. Не всегда различишь героев в скромном человеке. Почтим память всех погибших за нашу Родину минутой молчания.

(Минута молчания)

Муз.  руководитель: Долгожданный мир наступил 9 мая 1945 года. Это был самый радостный день для всех. Дети, а что такое мир? (Ответы детей)

Ребёнок:

Победа! – И залпы гремят над Москвой, и трубы играют, и губы поют.

Привет тебе, пахарь, салют тебе, воин! И Родине нашей трижды салют!

 

(Под песню «День Победы», сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова дети выходят из зала)