Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе игра — путешествие «Путешествие в Геоград»

Воспитатель: Коновалова Н.В.

Опубликовано 13.04.16г.

Цель: Развитие математических представлений  у детей 4-5 лет с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича.
Задачи.
Обучающие:
— Формировать умение детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, соотносить их с предметами окружающей действительности.
— Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой.
— Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.
Развивающие:
— Развивать сенсорные способности детей, мелкую моторику, сообразительность, воображение, упражнять в отгадывании загадок.
Воспитательные:
— Воспитывать любознательность, интерес к математическим занятиям, бережное отношение к окружающей природе, желание оказывать помощь окружающим.
— Закрепить правила поведения в транспорте.

Материалы и оборудование: Игры В.Воскобовича: Коврограф «Ларчик», «Игровой квадрат» двухцветный на каждого, схемы сложения, «Игровизор» на каждого, задания для работы с «Игровизором»; билеты на поезд с изображением геометрической фигуры и цифры (на каждого ребенка), блоки Дьёнеша, карточки «логические цепочки» на каждого, раздаточный материал, демонстрационный материал: «Лес», «Река».
Предварительная работа: использование дидактических игр «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме», выкладывание разных предметов из геометрических фигур (по схеме и по замыслу), игровых занимательных математических упражнений, чтение художественной литературы, беседа о правилах поведения в транспорте, отгадывание математических загадок, работа со счётным материалом, игры с «Волшебным квадратом» Воскобовича, с  «Игровизором», знакомство с героями сказок В. Воскобовича.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, на цветочной клумбе встретила нашу с вами очень хорошую знакомую. Она сидела на самом красивом цветочке. Как вы думаете, кого же я встретила?
Ответы детей. (Пчёлку Жужу).
Воспитатель: Правильно. Жужа  прилетела, чтобы рассказать о том, что Малышу Гео, нашему другу,  нужна помощь. И если вы не боитесь трудностей и готовы к приключениям. То он ждёт вас на полянке в Волшебном лесу.
А пчёлка объяснила мне, как добраться до этой полянки.
Воспитатель: Ребята, что же делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы готовы помочь Малышу Гео?
Ответы детей. (Да).
Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие. А на чём можно путешествовать, как вы думаете?
Ответы детей. (На самолёте, на поезде, на корабле, на автобусе, на машине).
Воспитатель: А как нужно вести себя в транспорте?
Ответы детей. (Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим, не ссорить, не толкаться, нельзя детям ездить в транспорте без взрослых).
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в Волшебный лес на машинах. И давайте возьмём с собой волшебные предметы, которые могут нам пригодиться в пути. Какие у нас есть волшебные предметы?
Ответы детей. (Волшебный квадрат и Игровизор).
Воспитатель: Правильно. Игровизор поможет каждому из вас оказаться водителем машины.
Но сначала нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Транспорт».
Будем пальчики сгибать —                      Сжимать и разжимать пальчики.
Будем транспорт называть:
Машина, вертолёт,                                 Поочерёдно разжимать пальчики,   начиная с мизинца.
Трамвай, автобус, самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,        Сжать пальцы в кулачок, начиная с     большого.
Пять видов транспорта назвали.          Показать все пять пальцев вместе.
Воспитатель: Теперь садитесь поудобнее.
Графический диктант на Игровизорах и на Коврографе «Машина».

 

 1, 1, 3, 1,1, 1, 5, 1.

Воспитатель: Чего не хватает у нашей машины?
Ответы детей. (Колёс).
Воспитатель: Давайте, дорисуем колёса. А, теперь, мы отправляемся в путь.
«Я рулю, рулю, рулю
И машина мчится.
Поверну куда хочу
И доеду быстро». (Обыгрываем).
Воспитатель: Вот мы и приехали. Перед нами густой лес. Только прежде, чем мы войдём в волшебный лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Ответы детей. (Нужно быть осторожным, нельзя ссорить, ломать веточки, кричать, разжигать костры, обижать обитателей леса и т.д.)
Воспитатель: Правильно, теперь я вижу,  вы готовы идти дальше.
Ребята, смотрите, а ведь дальше дороги нет. У нас на пути препятствие: ветки, камни, все эти предметы нужно убрать с тропинки, чтобы мы с вами могли пройти дальше.
Игра «Волшебные пенёчки».
(Раскладываем Блоки Дьёнеша. Стол и три стула. На столе находятся все фигуры  и их нужно распределить).
Нужно все предметы разложить на волшебные пенёчки. На пенёчек слева кладём большие и некруглые фигуры, на пенёчек справа — все круглые, а рядом на пенёчек — маленькие, некруглые фигуры.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Появилась узенькая тропинка. Все становимся за мной в колонну по одному и аккуратно обходим пенёчки.
Дети проходят по узенькой тропинке (между стульями).
Воспитатель: Ребята, мы с вами вышли к реке. Она- то и приведёт нас на волшебную полянку. Только на чём же мы поплывём?
Ответы детей.
Воспитатель:
«Волшебный квадрат».
Конструирование лодочки их двухцветного квадрата Воскобовича.
Использование схемы сложения.
«Лодочка плывёт по речке
Оставляя на воде колечки».  (Обыгрывание стихотворения).
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Вот мы и на волшебной полянке. Смотрите, нас встречает Малыш Гео.
Здравствуй, Гео. Что же случилось? Чем мы можем помочь?
Воспитатель: Сначала, ребята, вам нужно отгадать загадки, которые для вас приготовил Гео.
Загадки:
Нет углов у меня
И похож на солнце я. КРУГ.
Четыре угла
Четыре сторонки
Похожи как родные сестренки. КВАДРАТ.
Если взял бы я кружок
С двух сторон немного сжал
Получился бы …. ОВАЛ.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки,
Вот и я. ТРЕУГОЛЬНИК.
Вы подумайте, скажите,
Только помнить вы должны,
Стороны фигуры этой,
Противоположные равны. ПРЯМОУГОЛЬНИК
А как называются все эти …. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ фигуры.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
А, теперь Гео расскажет, что же случилось.
Рассказ Малыша Гео:
«На Волшебной полянке есть город Геоград. Жители этого города — различные геометрические фигуры: Квадраты, Треугольники, Круги, Прямоугольники и Овалы.
Стоял жаркий, солнечный день. Все жители города вышли на улицу. Вдруг поднялся сильный ветер и пошёл дождь. Горожане испугались, побежали по домам и все перепутались».
Воспитатель: И теперь, ребята, Гео просит вас помочь жителям Геограда попасть в свои домики.
Давайте поможем им ребята, но сначала скажите мне какую фигуру, в какой домик мы поведем? (круги – в домик круглой формы, треугольники в домик – треугольной формы, квадраты – в домик квадратной формы, овалы – в домик овальной формы, а прямоугольники – в домики прямоугольной формы).
На коврографе прикрепляются геометрические фигуры, и пять домиков: квадратный, треугольный, круглый, овальный и прямоугольный. Дети распределяют геометрические фигуры по домикам.
Игра «Геоград».
Один ребёнок распределяет фигуры на коврографе, а остальные дети за столами.
Воспитатель: А,  теперь давайте посчитаем. Сколько жителей живёт в круглом домике, сколько — в треугольном, сколько в квадратном, сколько – в овальном, сколько – в прямоугольном?
И покажем цифру, которая соответствует количеству жителей (фигур) в каждом домике.
Соотношение предметов с геометрическими фигурами.
Воспитатель: Жители треугольного домика держат у себя только треугольные предметы, круглого — только круглые, квадратного — только квадратные, овального — только овальные, прямоугольного — только прямоугольные предметы. Вам нужно с помощью Игровизора соединить предметы с домиком соответствующей формы.
Продолжи цепочку.
Воспитатель: Молодцы, помогли жителям Геограда, справились со всем заданиями. Ребята, а благодаря кому мы с вами оказались на волшебной полянке?
Ответы детей. (Благодаря пчёлке Жуже).
Воспитатель: Но что-то я её не вижу. Нам уже пора отправляться домой, а мы с ней так и не встретились. Давайте её поищем. Где больше всего любит летать пчёлка?
Ответы детей.
Воспитатель: На Волшебной полянке много цветов и среди них мы обязательно её найдём.
А для этого нужно  правильно продолжить логическую цепочку.
(Цепочка из кругов (цветов): синий, жёлтый, зелёный, красный.)
Обратный путь.
Малыш Гео благодарит нас за помощь и дарит билеты на поезд, который нас мигом доставит в детский сад. Билеты-карточки, на которых цифра обозначает номер вагона, а геометрическая фигура соответствует занимаемому месту.
Затем по билету отыскиваем свой вагон и место.
Все размещаемся в свои вагоны, на свои места. А сейчас я хочу вам вручить подарки от жителей Геограда. Это раскраски. На них изображены различные предметы, состоящие из геометрических фигур. (Подведение итогов).
А теперь можно ехать! Ту-туууу… (изображаем, как едет поезд).
Воспитатель:  Вот наше путешествие и закончилось.

Литература:

1. Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ». Конспект по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. — 190с.
2. Харько Т.Г., Воскобович В.В.  Методическое пособие «Ларчик». ООО «РИВ», 2007г.
3. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» — Москва: Просвещение, 1985 — с.96.