Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе

Воспитатель: Гриценко Н.Г.
Опубликовано 14.04.16г.

Тема: «Сказочное путешествие»

Цель:  развитие математических представлений с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича .

Программные задачи.                                                                                            Обучающие:
-закрепить  названия дней недели;
-учить  преобразовывать квадрат путём складывания в другую фигуру;
составлять прямоугольник из геометрических фигур;
-учить ориентироваться на плоскости;
-соотносить число предметов с цифрами;  уменьшать и увеличивать число на единицу;
Развивающие:  развивать зрительно-пространственное восприятие; вычислительные навыки; сенсорные способности; координацию движения руки.
Воспитательные: воспитывать интерес к развивающим играм, выполнять поставленные задачи, работая в коллективе ; желание оказывать помощь друзьям.

Предварительная работа:
Знакомство с «Волшебным квадратом», « Игровизором» В .Воскобовича;                    д/и « Дни недели»,«Найди лишнюю фигуру», «Какой цифры не стало?», «Считай – не ошибись», «Продолжи ряд»,  графический диктант;
Материалы и оборудование:
-письмо в конверте, карта-схема пути;
— коврограф, магнитная доска;
-«Волшебный квадрат» В. Воскобовича, , «Игровизор», маркеры;
-«Цветные карточки»  В. Воскобовича,   геометрические фигуры,
—  математические наборы;
—  фигурки:  Лопушок, Магнолик, Китёнок Тимошка, Малыш Гео, Плод Знаний
Ход НОД
Традиционное приветствие.

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо с просьбой о помощи. Давайте прочитаем его.
Воспитатель: (читает) «Дорогие друзья! Меня зовут Малыш Гео. Я помогаю ребятам получать новые знания с помощью Плода Знаний. Но вчера налетел ураган, сорвал чешуйки с Плода Знаний и разметал их по всей округе. Помогите, пожалуйста, собрать потерянные чешуйки. Чтобы вы не заблудились в пути, посылаю вам карту. Жду вас».  Что же делать ,ребята? Как помочь Малышу Гео?
(ответы детей)
Воспитатель: Что нам понадобится в пути?
(« Волшебный квадрат», ведь он умеет превращаться в разные полезные вещи, «Игровизор», маркеры,  математические наборы) .

Воспитатель:  Посмотрим на карту. Дорога к первой чешуйке плода знаний лежит через лес.  Чтобы войти в лес, надо открыть замок.
(графический диктант «Ключ» с использованием «Игровизора» В.Воскобовича.).
Воспитатель: В этом лесу  нет ни тропинок, ни дорог. Как же нам преодолеть его?
( Ответы детей)
Воспитатель: В этом нам поможет наш помощник – «Волшебный квадрат». Давайте, его превратим в самолет. Вы можете сделать самолёт самостоятельно или с помощью схемы.
(Дети конструируют самолет с помощью  «Волшебного квадрата В.Воскобовича.)

Воспитатель: Все самолеты готовы? Справились? Отправляемся в полет.
( Дети имитируют полёт 5-7 сек, подлетают к  коврографу, на котором  расположены «Цветные карточки» Воскобовича )
Воспитатель: Что за цветные облака перед нами? ( ответы детей, д/и «Дни недели»)
Воспитатель: Вижу удобное место для посадки. Идём на посадку!
( дети приземляются за столы, складывают квадраты)
Ребята, посмотрите, мы нашли одну из чешуек Плода Знаний!
Посмотрите на карту, где мы оказались?
(Дети определяют остановку  по условным обозначениям)
Воспитатель: Верно! Это «Поляна Геометрических фигур».
( Появляется Лопушок )
Воспитатель:  Это Лопушок, он отдаст нам чешуйку Знаний, если выполним задание.  Кто найдёт и назовёт геометрические фигуры? ( по желанию)
А теперь  расставим их по местам.
( На коврографе хаотично  расположены  геометрические фигуры.
Воспитатель называет ориентиры, дети рисуют геометрические фигуры по названным ориентирам на «Игровизоре», один ребёнок выполняет задание на коврографе).
Воспитатель: Чтобы перебраться через поляну надо построить поезд. Наш поезд будет волшебным и состоять из геометрических фигур.
Паровоз — это целый многоугольник;
1-й вагон – прямоугольник;
2-й вагон состоит из 2 квадратов;
3-й вагон состоит из 2 треугольников;
4-й вагон состоит из 4 треугольников.
( дети строят поезд из геометрических фигур;  железнодорожный путь-
д/и « Продолжи  ряд» из геометрических фигур. После выполнения задания  Лопушок отдаёт чешуйку Плода) .
Воспитатель: Поезд построен. Мы можем отправляться в путь.
(дети имитируют движение поезда)
Воспитатель: Посмотрите на карту, где мы оказались? (ответы детей)
(Дети смотрят на карту, определяют  остановку по условным обозначениям )
Воспитатель: Это тропинка примеров.
(Появляется Магнолик.)
Воспитатель: Это Магнолик. Если мы выполним задания, он отдаст нам чешуйку Знаний.
Воспитатель: Как вы думаете, кто живёт на тропинке примеров? ( Ответы детей)
Назовите эти цифры и математические знаки.
( дети называют числовой ряд, математические знаки.)
Воспитатель:  Подул ветерок и перепутал все цифры.
( Дыхательная гимнастика «Ветерок)
Воспитатель: Кто найдёт и назовёт цифры по порядку? (по желанию)
Воспитатель: Пригрело солнышко и цифры рассыпались по кругу, в центре которого есть какой-то знак.
-Я покажу цифру, а вы назовёте другую цифру на 1 больше той, что я показываю, т.е увеличиваете её на 1, прибавляете 1.(ответы детей)
-А теперь я покажу цифру, а вы назовёте другую, на 1 меньше той, что я показываю, т.е уменьшаете её на 1, вычитаете 1.(ответы детей)
-Игровое задание « Соедини линиями картинки с нужными цифрами»
( дети выполняют задание на «Игровизоре»,после выполнения задания Магнолик отдаёт чешуйку Знаний)
Воспитатель: Смотрим на карту, что у нас впереди?
( ответ детей)
Воспитатель: Ребята, на чём же нам переплыть море?
(Ответ детей)
Воспитатель:  И в этом нам снова поможет «Волшебный квадрат». Он может превратиться в лодку и мы переплывём море.
(Дети конструируют лодку с помощью «Волшебного квадрата» )
Воспитатель: Готовы? Тогда поплыли!
(Дети с воспитателем изображают, что плывут по волнам, возле берега появляетя китёнок Тимошка. )
Воспитатель: Это китёнок Тимошка. Он достанет чешуйку со дна морского, если выполним  задание.
( Д/и«Скажи наоборот» ( игра с мячом)
длинный- короткий         снаружи-внутри
высокий- низкий             большой-маленький
далеко- близко                широкий-узкий
вверху-визу                     сегодня-завтра
вперёд-назад                   слева-справа
(После игры Китёнок отдаёт чешуйку Знаний.
Появляется Малыш Гео с Плодом знаний.)
Воспитатель: Давайте проверим, все ли чешуйки мы нашли?
(дети крепят  чешуйку на Плод Знаний, видят, что все на месте)
Воспитатель: Как здорово, что все чешуйки нашлись! Ребята, раз вы смогли собрать   все чешуйки, значит вы много знаете и умеете. Давайте расскажем Малышу Гео что вам больше всего запомнилось путешествуя,с кем встечались в пути?
(Дети делятся впечатлениями )

Воспитатель: Ну что ж, вот и закончилось путешествие и нам пора возвращаться в группу. Говорим волшебные слова: «Кохле-охле-желе-зеле-геле-селе-фи – в детский сад попади». Вам понравилось наше путешествие? Расскажите  о нём своим родителям

 

Список литературы.
Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ».Конспекты занятий по развивающим
играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.

Л.А.Венгер.,О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Книга для воспитателя детского сада.-М.:Просвещение, 1989.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Книга для
воспитателя детского сада.-2-е изд.,-М.:Просвещение,1990

З.А.Михайлова «Математика от трёх до семи». Учебно-методическое пособие
для воспитателей детских садов .-СПб.: «Акцидент»,1997.