НОД по фольклору в старшей группе на тему: «Ярмарка»

 

Разработала: Таранова И.В.,

муз. руководитель

Опубликовано 26.09.14г.

Цель:

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой, побуждать интерес к фольклорному творчеству, закрепить навыки исполнения народной песни и народного танца.

Задачи:

— продолжать работу над чистотой интонирования в исполнении народных песен, правильном звукоизвлечении, импровизации в народном стиле;

— продолжать работу над правильной певческой стойкой, формированием артикуляционных навыков, певческим дыханием;

— развивать чувство ритма, закреплять умения детей определять попевки по ритмическому рисунку на слух.

 

Ход занятия.

Под русскую народную песню «Ах вы, сени» дети входят в зал и «рассыпаются  горошком», их встречает музыкальный руководитель.

 

Муз. руководитель:

Какие гости ко мне пожаловали, проходите, пожалуйста. Давайте поздороваемся.

 

Ребята здороваются с муз. руководителем (под музыку).

 

Муз. руководитель:

Зачем, гости дорогие, вы ко мне пожаловали?

Ребенок:

Мы пришли повеселиться да позабавиться.

Муз. руководитель:

Молодцы, что пришли. Но сначала отгадайте загадки.

Музыкальный руководитель показывает нотный стан, на нем выложена мелодия русской народной попевки «Три синички», муз. руководитель играет эту мелодию, дети узнают ее и пропевают, показывая рукой движение мелодии.

 

Попевка «Три синички».

 

Очень хорошо, первую загадку отгадали, продолжаем.

Музыкальный руководитель показывает ритмический рисунок попевки «У кота – воркота». Ребята отгадывают его, проигрывают на ложках, палочках, бубнах и поют.

 

Попевка «У кота – воркота».

 

Молодцы, и эту загадку отгадали.

 

Под русскую народную песню «Ах вы, сени» дети садятся на стулья.

Звучит другая русская народная песня «Тюря».

Слышите, какая веселая, задорная звучит музыка. Наверное, сюда кто – то спешит.

 

Под русскую народную музыку входит скоморох Ивашка.

 

Скоморох:

Я – скоморох Ивашка – красная рубашка.

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! (дети здороваются)

Я здороваюсь везде, дома и на улице,

Даже здравствуй говорю я соседской курице!

А еще и с пальчиками могу поздороваться, хотите и вас научу?

 

Пальчиковая игра «Утречко», русская народная мелодия «Земелюшка чернозем».

Утречко настало, солнышко встало (показ ладошками солнышко),

Эй, братец Федя, разбуди соседей (правый кулачок с отогнутым большим пальцем ставится на раскрытую правую ладошку, произнося текст, покачивают пальцем, он разговаривает с детьми)!

Вставай, Большак (левой рукой дважды легким щелчком прикасаемся к большому пальцу правой руки, далее такие же действия выполняют с указательным пальцем левой руки, со средним, безымянным, мизинцем)!

Вставай, Указка, вставай, Середка!

Вставай, Сиротка и крошка Митрошка!

 

Муз. руководитель:

Ну вот, правую ладошку мы разбудили, теперь можно и левую разбудить и поздороваться (повтор упражнения).

А где ты был, Иванушка?

Скоморох:

На ярмарке!

 

Русская народная песня «Где ты был, Иванушка?»

(песня – шутка исполняется легким звуком. Первая часть поется медленнее, чем вторая.  Дети поют и выполняют движения по тексту).

 

Муз. руководитель:

Вот так ярмарка богатая! Вот так ярмарка веселая! А не пойти ли нам туда? Не повеселиться ли? Не показать ли свою удаль молодецкую?

Скоморох:

А я вам и дорогу покажу (Ведет детей по залу «змейкой», после чего они расходятся врассыпную, останавливаются)!

Ребенок:

Как на ярмарке веселой собрались деревни, села,

Да из города народ весь на ярмарку идет.

Муз. руководитель:

А вот и ярмарка. Веселая музыка всех так и зовет размяться после дороги!

 

Двигательная гимнастика.

Упражнение «Пружинка», русская народная мелодия «Утушка луговая».

Обратить внимание на положение корпуса, развернутых плеч, подъема на носочки вверх, опускания вниз в исходное положение.

 

Ребенок:

А вот и товары разные!

А сколько одежки – кепки для Сережки!

Сарафаны для Яны! Пиджаки да кафтаны!

Скоморох:

Ну – ка, примеряем!

 

Упражнение «Пиджачок».

Круговые движения плечами вперед – надеваем пиджачок, назад – снимаем пиджачок.

 

Муз. руководитель:

Всегда на ярмарках был кукольный театр, люди спешили посмотреть на кукольное представление, особенно их забавляли куклы.

Ребята, кто здесь выступает? Публику развлекает?

 

Под русскую народную мелодию «Из под дуба» выскакивает Петрушка.

 

Петрушка:

Я Петрушка – веселая игрушка! Здравствуйте, ребятки, мои любимые дошколятки!

Дети:

Здравствуй, Петрушка!

Петрушка:

А у меня посмотрите – ноги дубовые, кудри шелковые,

Сам хожу, брожу, шевелюсь, никого не боюсь!

Вы знаете, я хочу с вами поиграть. Какую же мне игру придумать? Знаю! Называется она «Колпачок».

Скоморох:

И я хочу поиграть! А вы, детишки, девчонки и мальчишки, хотите с Петрушкой поиграть?

Дети:

Да, хотим!

Скоморох:

Тогда выходите, слова пойте, там, где надо говорите!

 

Игра – песня «Колпачок».

Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки!

Мы тебя растили, мы тебя кормили,

На ноги поставили, танцевать заставили!

Танцуй, сколько хочешь, выбирай — кого захочешь!

 

Скоморох:

Я колю, колю дрова! Колю дрова на чурочки!

Петрушка:

Горит огонь в печурочке, гори, гори жарче печь

Вместе:

Будут детки пышки есть!

Муз. руководитель:

Какая же ярмарка без угощения!

Скоморох:

Ах, какие горячие пышки, не укусишь, надо остудить.

Петрушка:

Подуем, ребята!

 

Упражнение на дыхание «Дуем на пышки».

Вдох через нос (нюхаем), выдох – дуем.

 

Скоморох:

Ай да пышки! Как вкусно пахнут!

Муз. руководитель:

Еще на ярмарке веселились. Давайте и мы повеселимся. Предлагаю спеть песню русскую народную «Бай качи – качи – качи»!

 

Русская народная песня «Бай качи – качи – качи!».

Петрушка:

Делу время, потехе час, теперь повеселю я вас!

 

Игра «Ай, туки, туки, туки».

Ай, туки, туки, туки (стучать  указательными пальцами друг о друга),

Застучали молотки (стучать кулачками),

Застучали молотки (скрещивать попеременно запястья рук),

Заиграли локотки (приподнимать локотки),

Кулачок на бочок (поставить кулак на правый бок),

Кулачок на бочок (поставить кулак на левый бок),

Будет танец «Гопачок» (перетопы).

Чоки – чок, чоки – чок (постучать левым каблучком)

Бойко пляшет каблучок (перетопы),

Чоки – чок, чоки – чок (постучать правым каблучком)

Оторвался каблучок (прыгать на правой ноге, обхватив левую под коленом).

Что же делать? (руки развести в стороны, поворачиваясь вправо),

Как нам быть? (руки развести в стороны, поворачиваясь влево),

Надо каблучок прибить (сесть на ковер).

Ай, туки, туки, туки  (стучать левым кулачком по правому каблучку),

Мы прибили каблучки (встать, развести руки в стороны),

В новых башмачках опять

Можем мы идти гулять (дети гуляют).

 

Муз. руководитель:

Поиграли? Давайте продолжать веселиться, давайте сейчас споем и потанцуем.

 

Русская народная плясовая песня «Пойду ль я, выйду ль я да».

 

Скоморох:

Попели, поплясали, пора и честь знать!

Петрушка:

Солнышко садится, пора домой воротиться!

Муз. руководитель:

До свидания, гости дорогие! Спасибо вам за веселье, за радость! Приходите к нам еще!

 

Гости и дети прощаются.

 

Муз. руководитель:

Понравилось вам на ярмарке?

Дети:

Да, очень понравилось. Мы хотим побывать там еще.

Муз. руководитель:

Тогда до новых встреч на ярмарке.

 

Под русскую народную песню «Ах вы, сени» дети выходят из зала.

 

 

Литература

 

1. Гаврилова И. Г. «Истоки детской народной культуры в детском саду»- СПб: Детство-Пресс, 2008г.

2. Пиксасова Т., Ракитин А. «Ладушки».Энциклопедия детского фольклора- М:Белый город,2008г.;

3. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. «Гармония». 6 год- М:2004г.

4. Широков А. «Русские народные песни»- М: Музыка, 1988г