Организация сюжетной игры в ДОУ

Воспитатель: Кононенко Н.А.

Опубликовано 09.06.15г.

Постепенно усложняющиеся игровые умения:

1. Предметно — игровые действия, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие и используют соответствующие предметы и игрушки.

2. Ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерное для персонажа поведение, использует речь и его действия.

3. Сюжето — сложению, придумывание сюжета- ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

Как передаётся ребёнку игра?

1. Передача детям игровых умений в разновозрастной группе детей .

2. Воспитатель помогает ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру.

 

Педагогические принципы организации игры.

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнёр») .

Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе развертывать игру особым образом так, чтобы перед детьми сразу «открывался» и усваивался новый более сложный способ ее построения.

Так, ребенок 1, 5—3 лет может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие. Начиная с 3—3, 5 лет можно втягивать детей в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов, и тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного блока» игры. После достижения детьми 5 лет воспитатель может втягивать их в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ — творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.

3.На каждом этапе дошкольного возраста, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществлении игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам- взрослому и сверстникам

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», «Я теперь шофер», «Давай, у нас начался пожар» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем мишку кормишь? », «Ты кто, Бармалей? » «Куда наш пароход плывет? » и т. п.) . Но чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.

4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.

С изменением возраста детей должна изменяться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведенного режимом времени на нее.

 

Организация игры в первой младшей группе.

Задача педагога: сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

Приёмы руководства игрой:

1. Игры – инсценировки

2. «Игра рядом»

3. Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.

 

Организация игры во второй младшей группе.

Задача педагогапостроить совместную игру с детьми таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение:

— осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей: «взаимодополнительные»(мама-дочка) и «независимые» (мальчики-шофёр, космонавти т. д.) ;

— строить совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя : воспитаель- мама, ребёнок-дочка; воспитатель –дочка, а затем отдаёт роль др. ребёнку-«замыкает детей» в смысловой связке) ;

— использовать тематику игры, интересующую каждого ребенка;

-переключение детей на речевое взаимодействие в игре- создание чисто разговорной ситуации, минимальное число игрушек: телефонный разговор.

Умения детей:

1. Принимать и обозначать игровую роль.

2. Реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку,

3. Развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

 

Организация игры в средней группе.

Задача воспитателя -переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Условия:

1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

матрос

капитан (основная) — пассажир (2-3 дополнительные роли)

водолаз

2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

матрос

реб. капитан (основная) — пассажир взрослый (2 участника) и наоборот

водолаз

матрос

капитан (основная) — пассажир

водолаз

капитан другого судна (к концу игры)

Сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру.

Умения детей:

1. Подключиться к игре сверстников, найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров.

2. Умел сменить первоначально принятую роль на новую (один из детей берет себе роль Емели, другому приходится быть «щукой», а затем «царем» и т. д.) .

 

Организация игры в старшей и подготовительной группах.

Закладывается возможность перехода на новую ступень- игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль). Овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением.

Совместная игра.

Начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового (волшебные сказки — имеют общую сюжетную схему. Преобразование сказки: сохраняя общую смысловую канву событий, надо лишь изменять конкретные условия действий персонажей или изменять самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника, и получится новая сказка.)

Этапы игры-придумывания.

1) Совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки:

-сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера;

-пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа, важно, лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки- по частям: взрослый, дети;

2) Частичное преобразование известной сказки:

-начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта, волшебного средства.

(Воспитатель:«Давайте, царю очень хотелось получить не Жар-птицу, а новогоднюю елку, украшенную игрушками. Он слышал, что это очень красиво. И он отправил ее искать. Кого же он отправил? » Поначалу дети подскажут уже известного персонажа: «Ивана-царевича». В этот момент взрослый может внести свое предложение, направленное на дальнейшее изменение сказки: «Давайте, у нас будет по-другому) :

-нужно «заготовить» для себя несколько вариантов начала новой сказки (чтобы не растеряться, если один из них будет отвергнут детьми) .

В ходе игры дети будут вносить свои предложения (в очередных кусочках рассказа, развертывать сюжет по-своему, не так, как намеревался это делать взрослый. Придуманная вместе сказка всегда будет отличать от замысла каждого из партнеров.

3) Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов( «Ивану-царевичу захотелось учиться в школе, и он отправился ее искать») :

Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10—15 минут. Расположиться для нее нужно в спокойном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех детей. Большее число участников пока нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета, и в результате интерес к игре пропадает.

4) Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров» (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.) :

— воспитатель берет себе роль, по смыслу совершенно не связанную с ролью ребенка, например, роль «Бабы-Яги», и предлагает следующую игровую ситуацию: «Давайте, Коля был в своем магазине, и у него был телефон. А я в избушке на курьих ножках, у меня здесь тоже телефон».

5) Придумывание новых историй на основе реалистических событий. (Давайте придумаем новые приключения этого мальчика. » или во дворе стоит пожарная машина -«Давайте придумаем, что там произошло. ») :

-придумывание историй-— до 4-5 человек;

— обсудить с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуация, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь, или предложить его;

-у воспитателя — позиция наблюдателя.

Включать детей в игру-придумывание не менее 2—3 раз на каждом из этапов (за исключением первого, который может быть одноразовым) .

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.