Проект «Поклонимся великим тем годам»

1.ПАСПОРТ  ПРОЕКТА:

Тема проекта: Детская литература, как средство патриотического воспитания дошкольников

Авторы проекта:Кононенко Н.А., Коновалова Н.В., Ипатова А.С.-воспитатели

Участники: дети, родители, педагоги  ДОУ, представители учреждений социума

Вид проекта: инновационный

База проекта: МБДОУ д/с №62 «Журавушка»

Срок реализации:краткосрочный (март-май 2015г.)

2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

 

Противоречия:

-между  планируемыми  результатами  нравственно-патриотического воспитания дошкольников   и имеющимися результатами;

-между  необходимостью организации  работы по патриотическому воспитанию детей  и уровнем собственной  компетентности в овладении технологиями патриотического воспитания;

— между современными требованиями  к организации предметно-развивающей среды  и имеющимися условиями.

Проблема:искажение представленийо патриотизме, доброте, великодушии у дошкольников в процессе передачи нравственного опыта, главных жизненных установок.

Актуальностьпроблемы:

1.     Нормативные требования:

-Закон «Об образовании  в РФ» ст.3 п.1.

— Содержание образовательной области «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений  о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

— Государственная программа патриотического воспитания: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»)

— Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»

2.Научно-теоретический аспект:

-Изучением и разработкой проблемы патриотического воспитания дошкольников занимались: Н. В. Алешина, А. А. Зеленова, Л. В.Логинова, М. Д. Маханева М. Л. Афанасьева, В. В. Дьяченко, Т. А. Коновалов, С. В. Кривых, В. П. Лукьянова, С. Е. Матушкин, М. В. Талдина, В. Ф. Фролов ( проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста), Ш. А. Амонашвили, А. В. Антонова, М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова (теории воспитания подрастающего поколения) Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев, А. В. Петровский (социокультурные концепции развития личности) и др.

 3.Состояние практики в МБДОУ д/с №62 «Журавушка»:

-из 60 детей  старшего дошкольного возраста  35 не имеют представлений о героях  Великой Отечественной войны, об истории возникновения праздника День Победы.

Цель проекта: формирование  у старших дошкольников социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в условиях реализации проекта

Задачи проекта:

1.Познакомить с историей Великой Отечественной войны через произведения детской  литературы.

2.Уточнить знания о празднике Дне Победы.

3.Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

4.Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев  Великой Отечественной войны1941-1945 гг.

5.Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

Предполагаемый результат проекта:

1.Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне у воспитанников через знакомство с детской литературой.

2.Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

3.Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.

4.Сформированность  уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное   отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

5.Включение в совместную  работу родителей.

Механизмы:реализация цели и задач проекта будут решаться через систему мероприятий с педагогами, детьми и родителями  в ДОУ.

Инновационность:освоение  метода    проекта в ходе работы над темой Великой Отечественной войны.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

 

Iэтап- подготовительный.

Сроки реализации-март 2015г.

Цель — систематизирование  и отбор теоретического и методического  материалов

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Изучение нормативно-правовой базы:

— Закон «Об образовании в РФ»;

— ФГОС ДО;

-Государственная программа

патриотического воспитания: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания;

— ФЗ«О днях воинской славы и памятных датах России»

 

Знание нормативных документов.

2. Изучение передового педагогического опыта, программ и технологий. Создание банка данных.
3. Подбор методической и художественной литературы,  наглядных  и дидактических пособий,   раздаточного материала, репродукций и т.д. Создание каталога.
4. Изменение развивающей среды по проблеме. Создание мини-музея Великой Отечественной войны
6. Педагогический мониторинг Результаты мониторинга
7. Разработка проекта, формулировка цели и задач проекта Конспекты совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IIэтап – основной

Сроки реализации – апрель- май 2015г.

Цель — реализация проекта, налаживание контактов

педагоги-родители-дети-социум

№ п/п Содержание деятельности Предполагаемый результат
1.

Работа с родителями:

-консультация «Что рассказывать детям о Великой Отечественной войне»;

 

-стендовая информация: «Георгиевская лента – символ Праздника Победы», «Читаем книги о войне детям»;

 

— стенгазета «День Победы»;

— привлечение семьи  к работе по патриотическому воспитанию дошкольников (совместные творческие работы, праздник, оформление стендов);

— привлечения родителей к участию в параде, посвященному 70-летию Великой Победы.

 

Включённость родителей в решение  проблемы

Осознание потребности во взаимодействии с педагогами с целью решения проблем патриотического воспитания детей.

Помощь родителей в проведении мероприятий.

2.

Работа с педагогами:

— консультация «Детская литература о ВОВ»;

 

— проведение совместных мероприятий с родителями;

 

— создание книги памяти с рассказами детей на тему «В нашей семье есть герой».

 

 Готовность педагогов к решению проблем патриотического воспитания.

Повышение уровня компетентности педагогов  по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

Создание творческой группы по созданию и реализации проекта.

Овладение педагогами методикой и практическими навыками  работы  по патриотическому воспитанию.

Конструирование и реализация модели родительской поддержки детей

Налаживание тесных контактов с семьями. Создание памяток для родителей, разработка конспектов совместной деятельности.

3.

Работа с детьми

ОО «Социально –коммуникативное развитие»:

беседы:«Великая Отечественная война, «Дети и война», «Города-герои ВОВ»,»;»Наши деды — славные победы»

взаимодействие с социумом: музей И.Д.Василенко, библиотека им. М.Горького

 

ОО «Речевое развитие»:

 

приобщение к художественной литературе:знакомство с произведениями  о ВОВ;

— развитие речи:составление рассказа по картине, рассказы на тему «В нашей семье есть герой», пересказ понравившихся отрывков из произведений о ВОВ, заучивание пословиц и поговорок  о солдатской службе, дружбе, долге.

 

ОО«Художественно – эстетическое развитие».

художественно-творческая деятельностьпо прочитанным произведениям.

рассматривание репродукций «ВОВ в произведениях художников»(«Парад на Красной площади» -К. Юон, «Победа» -П. Кривоногов, «Отдых после боя», «Салют победы» -Ю. Непринцева, «Возвращение домой» -В. Штраних, В. Костецкий и др.)

 

— слушание песен военно- патриотической тематики:«Священная война» ,«День Победы», «Катюша», «Прощание славянки».

Развитие игровой деятельности:

 

— организациясюжетно- ролевых игр:«Моряки», «Военный госпиталь».

Участие в конкурсах разного уровня

 

Выставка книг «Детям о ВОВ»

 

Выставка рисунков «Этот День Победы»

 

Просмотр фильмов о  ВОВ

Акция«Открытка для ветерана»

Экскурсияпо улице  Ватутина

Праздник:«Мы этой памяти верны»

 

 

 

Расширение и систематизация знаний о ВОВ

 

Пробуждение интереса и уважения к истории России.

 

Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

 

Формирование представлений о том, как сохраняется память о тех далёких событиях и их героях.

 

Формирование  уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное   отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

 

Готовность работать в коллективе, умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Развитие творческих способностей.

Развитие связной речи.

 

IIIэтап – заключительный.

Сроки реализации – май 2015г.

Цель — подведение итогов, распространение опыта работы

 

Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. Выявление уровня развития детей. Педагогический мониторинг. Динамика развития
2.

 

Анализ созданной системы.

Эффективность  внедренной системы по проблеме патриотического воспитания дошкольников  доказана повышением уровня развития детей на   15%.
3. Создание  презентации по итогам реализации  проекта «Поклонимся великим тем годам» Презентация.