Шесть «думательных» шляп

 Автор: Пальмова Т.Б.,

воспитатель

                                                                                                             Опубликовано 20.06.14г.

 

Изучив книги Эдварда де Боно «Учите вашего ребёнка мыслить»,   я стала применять на занятиях в детском саду методику шести «думательных» шляп. Цель этой методики способствование развитию мотивации личности к познанию и творчеству, формированию интеллектуальной сферы, повышению когнитивной готовности детей к обучению.

Шесть «думательных» шляп – это методика, предлагающая выполнить по одному мыслительному действию за один раз. Она раскрепощает и  побуждает ребёнка мыслить шире. Дети учатся  рассуждать, мыслить. У них развивается логика, восприятие, эмоции, чувства, интуиция. Надевая шляпу определенного цвета, ребенок начинает играть роль, соответствующую данной шляпе. Например, в красной шляпе  можно без опасения поделиться с окружающими своими чувствами, эмоциями по поводу данной проблемы. Надев зеленую шляпу, можно свободно предлагать новые идеи.

Шесть «думательных» шляп можно использовать на любом занятии в детском саду, ставя проблему, создавая ситуацию  или выдвигая идею, связанную с темой занятия.  Начинать надо с одной шляпы и мышлением под ней. Например, ребенок, надевая белую шляпу, выделяет только одну черту при обсуждении и решении поставленной проблемы. Он сначала отвечает на один вопрос «Что  в этом хорошего?». При приобретении опыта можно усложнить и включать сразу два вопроса:«Что в этом хорошего?», «Что ты об этом знаешь?» Например, ребенок разлил воду на занятии по изобразительной деятельности и заплакал. Предложите ему надеть белую шляпу и ответить на вопрос  «Что в этом хорошего?» (Ответ: «Вода грязная вылилась, и мы наберем чистую».)  Дети должны научиться на любом занятии, надев шляпу определённого цвета мыслить по заданным вопросам. В течение шести занятий они знакомятся с каждой шляпой отдельно. Затем можно брать по две шляпы, по три шляпы и т.д., пока дети не научатся мышлению под каждой шляпой.