Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие»

                                                                            (старшая группа)

Цели и задачи игры:

  1. Создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре.
  2. Развивать умение детей самостоятельно готовить обстановку для игры: подбирать предметы, атрибуты, выбирать удобное место, использовать строительный материал для постройки корабля.
  3. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, действовать в соответствии с общим игровым замыслом.

Развивать активное речевое общение расширять и обогащать словесный запас детей, развивать воображение и фантазию

Предварительная работа

  1. Рассматривание иллюстраций и чтение произведений о море.
  2. Рассказ воспитателя об обязанностях капитана, матросов, о назначении разных кораблей (грузовые, пассажирские, военные и т.д.)
  3. Рисование корабля, на котором дети хотели бы отправиться в морское путешествие.
  4. Знакомство с географическими картами, учить детей определять на карте сушу и море, уметь выделять разные обозначения.
  5. Познакомить детей с компасом и маяком.
  6. Знакомство с морской терминологией «поднять якорь», «полный вперёд»  и т. д.

Материал для игры

— Кубики для постройки корабля.

— Две стойки низких и одна стойка высокая.

— Флаг корабля.

— Флажки, якорь штурвал, спасательные круги 2 шт.

— Письмо с посланием.

— Кукольный театр «Курочка Ряба»

— Для волшебного магазина – весы, волшебные палочки, волшебные овощи, волшебная расческа, туфли и т. д.

— Большая карта пути.

— Атлас огромного мира

— Шары воздушные, спица

— 3шт. пластиковых бутылки 0,5 прозрачных

— Костюм фокусника, шапочка золотой рыбки.

— Изображение каждой страны отдельно.

— Касса, деньги.

— Бескозырки, капитанская фуражка, тельняшки, бинокли.

Ход игры

Воспитатель:Ребята давайте отправимся в путешествие. А на чем мы можем поехать?

— наши далёкие страны за морем, как же нам к ним добраться?

Дети:На  пассажирские корабле.

Воспитатель: Чему нас может море научить?

Воспитатель:Отваги, смелости. Узнаем много интересного…

(звучит запись стихотворения)

Воспитатель:Ребята давайте распределим роли.

(Дети выбирают капитана и двух моряков, кассир.  Остальные дети пассажиры.)

Воспитатель: Давайте собираться в дорогу.

(дети собираются вещи в рюкзачки: очки, веера, головные уборы, запасы еды. Капитан и матросы  надевают элементы костюмов. Каждому выдаются игровые деньги в сумме 5 рублей).

Воспитатель:Прежде чем сесть на корабль нужно, что сделать?

Дети:Купить билеты!

Воспитатель:Правильно. Подходите к кассе.

(кассир занимает свое место за столом. На столе арка с надписью «касса» и табличка 1 билет стоит 2 рубля. Дети выстраиваются в очередь, покупают билеты и проходят на корабль. Корабль ребята построили заранее из кубиков и стульев. На каждом стуле номер, дети занимают свои места, матросы помогают. Так же заранее детьми придумано название корабля «Солнышко». На корабле флаг с изображение солнышка и спасательные круги с названием корабля, якорь на верёвке, штурвал, мачта и яркие разноцветные флажки. Так же большая карта пути: детский сад –стрелка- Волшебная страна- стрелка- Страна сказок – стрелка – Страна фокусов – стрелка – Страна танцующей золотой рыбки).

Капитан:Внимание всем занять свои места. Поднять якорь! Задраить люки! Полный вперед! (Звучит запись шум моря).

Воспитатель:Дети обратите внимание на карту.

(дети рассматривают направление пути)

Капитан:Мы плывём в Волшебную страну

 Воспитатель: Пока мы в пути давайте споем! «Капитан, капитан улыбнитесь…»

Воспитатель:Ой, смотрите здесь письмо, давайте прочитаем.

Текст письма: «Дорогие ребята вы отправляетесь в морское путешествие, попадает в Волшебную страну, Страну сказок, Страну фокусов, Страну танцующей золотой рыбки, но там сейчас никого нет. Если вы доплывете и исполните все роли за жителей этих стран, то в каждой стране найдете часть золотого ключа. Соединив части, вы узнаете, где спрятан клад. Счастливого пути! »

Капитан:Стоп машина! Опустить якорь! Мы прибыли в Волшебную страну!

(Дети выходят и ищут Волшебную страну по обозначению как на карте. Дети находят изображение Волшебной страны).

Воспитатель:Смотрите  волшебный магазин. Здесь должны быть роли продавца и покупателей. Кто хочет быть продавцом? Продавец занимай свое место, а покупатели становятся в очередь.

(Дети покупают разные волшебные товары. Воспитатель покупает большую книгу карт «Атлас огромного мира»)

Продавец:смотрите я нашла часть ключа.

Капитан: Внимание! Всем занять свои места! Задраить люки! Поднять якорь! Полный вперёд!

 Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим волшебную книгу!

(рассматривают, обсуждают).

Воспитатель: Капитан куда мы плывём дальше?

Капитан:Следующая остановка Страна сказок. Стоп машина! Опустить якорь!

(Дети выходят и ищут изображение Страны сказок как на карте. Ребята находят страну. На столе находятся куклы для кукольного театра).

Воспитатель:Дети здесь у нас роли артисты и зрители. Какую сказку можно показать с помощью кукол, которых  нам оставили?

Дети: «Курочка ряба»

Воспитатель:Кто хочет быть артистом?

(Зрители садятся на ковер, артисты берут кукол, одевают их на руку и показывают детям сказку «Курочка ряба». Зрители благодарят артистов аплодисментами. Артисты находят часть ключа).

Капитан:Внимание! Все на корабль! Занять свои места! Поднять якорь! Полный вперёд!

Воспитатель: Ребята, а что вы видите за бортом?

 Дети:чаек, рыб, дельфинов…

Воспитатель: А если грянет буря и будит шторм, что мы будем делать?

 Дети:опустим паруса, спрячемся в трюм, будим помогать друг другу…

Капитан: Внимание! Мы прибываем в страну Фокусов. Стоп машина! Опустить якорь!

(дети находят Страну Фокусов).

Воспитатель: Кто будет фокусником?

(Зрители занимают места на ковре фокусник показывает фокус. На столе 3 прозрачные пластиковые бутылки 0,5).

Фокусник: первый фокус — Раз, два, три, четыре, пять

Хочу фокус показать.

(фокусник берёт бутылку переворачивает, трясет и вода становиться цветной. На крышку наносится краска).

Второй фокус – Сейчас я проткну воздушный шар острой спицей, а он не лопнет.

(На шарик наклеивается скотч и после протыкается спицей)

(Зрители аплодируют. Фокусник находит часть ключа).

Капитан:Внимание! Все на корабль! Занять свои места! Поднять якорь! Полный вперёд!

(капитан на большой карте показывает маршрут) Давайте споем.

Капитан: Внимание! Мы прибываем в страну Танцующей золотой рыбки. Стоп машина! Опустить якорь!

(дети находят страну Танцующей золотой рыбки.

Воспитатель: Кто будет золотой рыбкой?

Золотая  рыбка:Я золотая рыбка я очень люблю танцевать и хочу, чтобы вы танцевали со мной. Если вы справитесь, я вас отпущу, а кто не справится, навсегда останется на моем острове. (Звучит весёлая музыка. Дети танцуют, повторяют движения за рыбкой. Золотая рыбка отдаёт часть ключа.)

Капитан:Внимание! Все на корабль! Занять свои места! Поднять якорь! Полный вперёд!

Воспитатель:Капитан куда мы теперь отправляемся?

Капитан:Отправляемся в наш детский сад.

Воспитатель:Пока мы плывем, давайте соберем все части ключа!(Дети складывают ключ. Воспитатель читает надпись на ключе)

Надпись на ключе:клад находится в уголке, который делает нас сильными и ловкими.

Воспитатель:Догадались? Сейчас доплывём до садика и сможем найти клад.

Капитан: Внимание! Мы прибываем в детский сад! Стоп машина! Поднять якорь! Задраить люки!

(Дети выходят и ищут клад.)

Воспитатель:Молодцы вы нашли клад, а что там может быть?

(открывают коробку, а там конфеты)

Воспитатель: Ребята вам понравилась наша игра? Что узнали нового и интересного?

Наше путешествие было долгим, давайте устроим веселый отдых – привал.

(матросы расстилают одеяло ) Дети устраиваются , достают свои запасы: печенье, конфеты, соки …)

 

Разработала:  Пальмова Т.Б., воспитатель