Разработала: Шуба И. И.
Опубликовано 11.12.13г.
Цель: Формирование эмоционально — волевой сферы детей.
Задачи:
- Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности.
- Продолжать знакомить с разными литературными жанрами (стихотворение, рассказ, сказка).
- Учить детей целенаправленно овладевать материалами рассказа, излагать содержание близко к тексту.
- Обогащать словарный запас путем подбора синонимов.
- Совершенствовать выразительную речь.
- Закреплять правильное произношение.
- Развивать память, воображение, творческую активность, основы логического мышления детей.
- Углубить знания о зиме, уточнить ее приметы, воспитывать любовь к родной природе.
Методы и приемы: прослушивание музыкального произведения, беседа, рассматривание картинок, сжатый пересказ рассказов на заданную тематику, сюрпризный момент.
Оборудование: аудиозапись произведений П. И. Чайковского «Декабрь», «Январь» из цикла «Времена года». Аудиозапись «Детские песни из известных мультфильмов», сюжетные картинки к рассказу К.Ушинского «Проказы старухи — зимы», цветные иллюстрации по теме «Зимние забавы», книжка «Сказки», мяч.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о зиме, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, пословиц, наблюдение в природе, рисование, аппликация на тему: «Зима», рисунки на тему: «Моя любимая сказка о зиме», игра — драматизация по сказкам «Заюшкина избушка», «Мороз Иванович», «Рукавичка».
Ход НОД:
Воспитатель: какое сейчас время года? А какие зимние месяцы вы знаете? Сейчас какой месяц? (Ответы детей). А давайте вспомним пословицы о зиме. (Ответы детей).
(Стук в дверь)
- Ой, а кто это может быть? Давайте откроет дверь и посмотрим.
(Входит Незнайка).
- Ребята, а кто это?
Дети: Незнайка!
Воспитатель: Как ты попал к нам?
Незнайка: Я заблудился. Я живу далеко — далеко в Солнечном городе. У нас очень тепло и растет много цветов.
Ребенок: Проходи к нам, мы тебе рады!
Незнайка: я так замерз. Почему у вас так холодно?
Дети: Потому что сейчас зима.
Незнайка: А что такое зима?
Воспитатель: Ребята, а давайте нашему гостю расскажем о зиме. Садись, Незнайка, на стульчик.
- Зима — это замечательное время года.
- (Звучит музыка П.И. Чайковского)
- Ребята, вспомните, как поэты называют зиму?
- С чем сравнивают? (Ответы детей). (Волшебница, фея, колдунья, королева, красавица, чародейка).
- Мы же с вами знаем прекрасные стихи о зиме. Давайте их сегодня вспомним.
- (Дети вспоминают стихи и читают их).
Воспитатель: Мы прочитали стихи поэтов о зиме, они восхищаются красотой этого времени года.
Воспитатель: А теперь, отгадайте загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет.
Дети: Снег.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами станем в кружок. Я буду бросать вам мяч, а вы будете отвечать на мой вопрос.
- Снег какой? (ответы детей: Пушистый, легкий, белый, воздушный, мягкий).
- А теперь подберем слова — действие к слову «снег».
- Снег (что делает?) искрится, переливается, блестит, белеет, тает.
Воспитатель: а еще снег радует и взрослых и детей.
- Какие вы молодцы, сколько интересных слов подобрали.
- Отгадайте еще одну загадку!
Белая, узорная звездочка — малютка
Ты лети мне на руку, посиди минутку!
Дети: Снежинка.
Воспитатель: Правильно! Мы с вами превращаемся в легкие и красивые снежинки!
Физкультминутка «Снежинки»
(Дети садятся на места).
Воспитатель: Незнайка, тебе нравится наша волшебница — зима?
Незнайка: Да, она ребятам радость принесла и хорошее настроение.
Воспитатель: Волшебница — зима ребятам радость принесла! Получилась рифма. Скажите эту фразу: громко, тихо, шепотом.
- Незнайка, а что это у тебя за книжка в руках?
- Незнайка: я не знаю, это кажется, стихи.
Воспитатель: можно посмотреть. (Читает).
- «В некотором царстве, в некотором государстве жила была принцесса…»
- Ребята, а какое это произведение по жанру?
- (Сказка, стихотворение или рассказ)
Дети: Это сказка!
- (Звучит аудизапись с песней «Сказки»).
Воспитатель: Давайте вспомним зимние сказки которые мы с вами читали?
- (Дети отвечают).
- Сейчас проверим, какие вы внимательные!
- В каких сказках дом сделан изо льда?
- В какой сказке дом растаял?
- Кто из героев сказки растаял?
- Что Мороз Иванович подарил Ленивице за ее службу?
- Кому ледяной осколок попал прямо в сердце?
- У кого хвост замерз в проруби?
- Кто любил спать на снежной перине?
- Молодцы, вы такие внимательные?
- Незнайка, мы подарим тебе книжку «сказки», только ты береги ее, страницы не загибай.
Незнайка: Спасибо вам! У меня такое настроение хорошее. А можно я с детьми поиграю, как у нас в солнечном городе?
Воспитатель: Конечно!
Физкультминутка «Повторяем за Незнайкой»
(Дети сидят на стульчиках).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на вопрос: «Что дети любят делать зимой?» (Ответы детей).
- А, давайте вспомним рассказ, в котором дети лепили снежную бабу.
Дети: «Про снежный колобок».
Воспитатель: Да, автор Н. Калинина.
- Кто хочет рассказать историю про Алешу?
(Ребенок кратко рассказывает сюжет рассказа).
- А какой еще рассказ вы помните о зимних забавах? (На горке Н. Носова)
- Расскажите о главном герое этого рассказа.
(Ребенок отвечает).
Воспитатель: Иногда зима бывает добрая, а иногда злая и ворчливая, как в рассказе?
(Дети отвечают).
- Правильно! Это рассказ К. Ушинского «Проказы старухи — зимы».
( Воспитатель по желанию выбирает 5 детей и дает им картинки).
Воспитатель: Ребята, перед вами картинки. Посмотрите, что на них изображены? А теперь станьте в нужной последовательности (как в рассказе) и мы его перескажем.
(Дети по очереди пересказывают).
Воспитатель: Да, зима недаром злится, прошла ее пора. Весна в окно стучится и гонит со двора.
- Незнайка, а тебе какая зима понравилась?
Незнайка: Добрая, волшебная!
Воспитатель: На самом деле зима очень добрая, просто она не хочет от нас уходить и поэтому злится. Но напоследок она оставила нам какую-то посылку. Давайте прочтем, что написано на коробке. «Для детей». (Ребенок читает).
- А что внутри? Это сладкие сосульки, от которых горло никогда не заболит.
Незнайка: Спасибо! Пора мне возвращаться. Я узнал много нового, интересного о зиме расскажу своим друзьям, и прочитаю с ними книжку. До свидания!
(Незнайка уходит).
Воспитатель: Ну что ж, ребята, зиме мы говорим тоже: «До свидания! И приветствует Красавицу — Весну!»
- Ребята, мне сегодня с вами было очень интересно, мне понравилось все, ребята.