НОД в старшей группе на тему: «Волшебница — зима»

Разработала: Шуба И. И.

Опубликовано 11.12.13г.

 

Цель:  Формирование эмоционально — волевой сферы детей.

Задачи:

  1. Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности.
  2. Продолжать знакомить с разными литературными жанрами (стихотворение, рассказ, сказка).
  3. Учить детей целенаправленно овладевать материалами рассказа, излагать содержание близко к тексту.
  4. Обогащать словарный запас путем подбора синонимов.
  5. Совершенствовать выразительную речь.
  6. Закреплять  правильное произношение.
  7. Развивать память, воображение, творческую активность, основы логического мышления детей.
  8. Углубить знания о зиме, уточнить ее приметы, воспитывать любовь к родной природе.

 

Методы и приемы: прослушивание музыкального произведения, беседа, рассматривание картинок, сжатый пересказ рассказов на заданную тематику, сюрпризный момент.

Оборудование: аудиозапись произведений П. И. Чайковского «Декабрь», «Январь» из цикла «Времена года». Аудиозапись «Детские песни из известных мультфильмов», сюжетные картинки к рассказу К.Ушинского «Проказы старухи — зимы», цветные иллюстрации по теме «Зимние забавы», книжка «Сказки», мяч.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о зиме, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, пословиц, наблюдение в природе, рисование, аппликация на тему: «Зима», рисунки на тему: «Моя любимая сказка о зиме», игра — драматизация по сказкам «Заюшкина избушка»,  «Мороз Иванович», «Рукавичка».

 

  Ход НОД:

Воспитатель: какое сейчас время года? А какие зимние месяцы вы знаете? Сейчас какой месяц?  (Ответы детей). А давайте вспомним пословицы о зиме. (Ответы детей).

(Стук в дверь)

  • Ой, а кто это может быть?  Давайте откроет дверь и посмотрим.

 

(Входит Незнайка).

  • Ребята, а кто это?

Дети: Незнайка!

Воспитатель: Как ты попал к нам?

Незнайка: Я заблудился. Я живу далеко — далеко в Солнечном городе. У нас очень тепло и растет много цветов.

Ребенок: Проходи к нам, мы тебе рады!

Незнайка: я так замерз. Почему у вас так холодно?

Дети:  Потому что сейчас зима.

Незнайка: А что такое зима?

Воспитатель: Ребята, а давайте нашему гостю расскажем о зиме. Садись, Незнайка, на стульчик.

  • Зима — это замечательное время года.
  • (Звучит музыка П.И. Чайковского)
  • Ребята, вспомните, как поэты называют зиму?
  • С чем сравнивают? (Ответы детей). (Волшебница, фея, колдунья, королева, красавица, чародейка).
  • Мы же с вами знаем прекрасные стихи о зиме. Давайте их сегодня вспомним.
  • (Дети вспоминают стихи и читают их).

Воспитатель: Мы прочитали стихи поэтов о зиме, они восхищаются красотой этого времени года.

Воспитатель: А теперь, отгадайте загадку:

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет.

Дети: Снег.

Воспитатель: Ребята,  а давайте с вами станем в кружок. Я буду бросать вам мяч, а вы будете отвечать на мой вопрос.

  • Снег какой? (ответы детей: Пушистый, легкий, белый, воздушный, мягкий).
  • А теперь подберем слова — действие к слову «снег».
  • Снег (что делает?) искрится, переливается, блестит, белеет, тает.

Воспитатель: а еще снег радует и взрослых и детей.

  • Какие вы молодцы, сколько интересных слов подобрали.
  • Отгадайте еще одну загадку!

Белая, узорная звездочка — малютка

Ты лети мне на руку, посиди минутку!

Дети: Снежинка.

Воспитатель: Правильно! Мы с вами превращаемся в легкие и красивые снежинки!

Физкультминутка «Снежинки»

(Дети садятся на места).

Воспитатель: Незнайка, тебе нравится наша волшебница — зима?

Незнайка: Да, она ребятам радость принесла и хорошее настроение.

Воспитатель:  Волшебница — зима ребятам радость принесла! Получилась рифма. Скажите эту фразу: громко, тихо, шепотом.

  • Незнайка, а что это у тебя за книжка в руках?
  • Незнайка: я не знаю, это кажется, стихи.

Воспитатель: можно посмотреть. (Читает).

  • «В некотором царстве, в некотором государстве жила была принцесса…»
  • Ребята, а какое это произведение по жанру?
  • (Сказка, стихотворение или рассказ)

Дети: Это сказка!

  • (Звучит аудизапись с песней «Сказки»).

Воспитатель: Давайте вспомним зимние сказки которые мы с вами читали?

  • (Дети отвечают).
  • Сейчас проверим, какие вы внимательные!
  • В каких сказках дом сделан изо льда?
  • В какой сказке дом растаял?
  • Кто из героев сказки растаял?
  • Что Мороз Иванович подарил Ленивице за ее службу?
  • Кому ледяной осколок попал прямо в сердце?
  • У кого хвост замерз в проруби?
  • Кто любил спать на снежной перине?
  • Молодцы, вы такие внимательные?
  • Незнайка, мы подарим тебе книжку «сказки», только ты  береги ее, страницы не загибай.

Незнайка: Спасибо вам! У меня такое настроение хорошее. А можно я с детьми поиграю, как у нас в солнечном городе?

Воспитатель: Конечно!

Физкультминутка «Повторяем за Незнайкой»

(Дети сидят на стульчиках).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на вопрос: «Что дети любят делать зимой?» (Ответы детей).

  • А, давайте вспомним рассказ, в котором дети лепили снежную бабу.

Дети: «Про снежный колобок».

Воспитатель: Да, автор Н. Калинина.

  • Кто хочет рассказать историю про Алешу?

(Ребенок кратко рассказывает сюжет рассказа).

  • А какой еще рассказ вы помните о зимних забавах? (На горке Н. Носова)
  • Расскажите о главном герое этого рассказа.

(Ребенок отвечает).

Воспитатель: Иногда зима бывает добрая, а иногда злая и ворчливая, как в рассказе?

(Дети отвечают).

  • Правильно! Это рассказ К. Ушинского «Проказы старухи — зимы».

( Воспитатель по желанию выбирает 5 детей и дает им картинки).

Воспитатель: Ребята, перед вами картинки. Посмотрите, что на них изображены? А теперь станьте в нужной последовательности (как в рассказе) и мы его перескажем.

(Дети по очереди пересказывают).

Воспитатель: Да, зима недаром злится, прошла ее пора. Весна в окно стучится и гонит со двора.

  • Незнайка, а тебе какая зима понравилась?

Незнайка: Добрая, волшебная!

Воспитатель: На самом деле зима очень добрая, просто она не хочет от нас уходить и поэтому злится. Но напоследок она оставила нам какую-то посылку. Давайте прочтем, что написано на коробке. «Для детей». (Ребенок читает).

  • А что внутри? Это сладкие сосульки, от которых горло никогда не заболит.

Незнайка: Спасибо! Пора мне возвращаться. Я узнал много нового, интересного о зиме расскажу своим друзьям, и прочитаю с ними книжку. До свидания!

(Незнайка уходит).

Воспитатель: Ну что ж, ребята, зиме мы говорим тоже: «До свидания! И приветствует Красавицу — Весну!»

  • Ребята, мне сегодня с вами было очень интересно, мне понравилось все, ребята.