Педагог-психолог первой категории Чурсина Е.Г .
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей и знаменует перелом в социальной ситуации развития ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними.
В нашем детском саду начиная со старшего дошкольного возраста, уделяется большое внимание подготовки детей к школьному обучению. В начале года в группах была проведена первичная диагностика готовности детей к школьному обучению, которая помогла выявить положительные и отрицательные моменты.
Изучив оценку направленности ребёнка на процесс обучения в школе, было выявлено: у большинства детей сформированы элементарные знания о школе.
Так же среди родителей подготовительной группы была проведена анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе?» с целью выявления трудностей в процессе подготовки к школе.
Анкетирование родителей показало, что мотивы детей к обучению выше среднего уровня, познавательный способности сформированы на среднем уровне. Родители считают, что их ребёнок не достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания, т.е. эмоционально-волевые качества на среднем уровне. 62% отмечают, что их ребёнок не способен складывать и вычитать в пределах 20.
54% родителей утверждают, что их дети знают буквы и умеют читать по слогам.
Рекомендации родителям будущих первоклассников:
1)Формировать у ребёнка положительную мотивацию к школьному обучению.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. Для успешного обучения ребенку нужно быть организованным, внимательным активным ответственным с интересом относиться к учебе. Наличие этих качеств даже важнее чем, например умение читать и считать.
Старший дошкольник, готовый к школе, хочет учиться. У ребенка появляется осознание своего социального «Я» и как следствие возникает желание занять определенную позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослости, возникает и познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствуют возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, называемой внутренней позицией школьника, которая вступает как один из критериев личностной готовности ребенка к школьному обучению. Для формирования положительной мотивации необходимо:
-поддерживать интерес ребёнка ко всему новому, отвечая на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах;
-организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни;
-знакомить детей с загадками, рассказами, сказками на школьную тему;
-играть в игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».
Таким образом, основная цель взрослого – показать ребёнку, что много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
2)Формировать у ребёнка способности преодолевать трудности, развивать работоспособность и волевые качества. Для этого необходимо:
- Повышать самостоятельность и ответственность ребёнка:
— закрепить конкретное поручение за ребёнком, поощрять его выполнение;
— учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
— использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди пять отличий», «Да и нет, не говори…»
3. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
3)Готовить руку ребёнка к письму:
— научить правильно сидеть при письме, правильно держать руку и ориентироваться в пространстве. Уметь различать правую и левую стороны.
— для тренировки руки можно использовать: книжки-раскраски (лучше использовать цветные карандаши); рисовать и копировать узоры и орнаменты; копирование картинок на прозрачную бумагу; лепить пластилином и глиной; нанизывать бусы, застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок.
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из проблем сталкивается каждый ребенок:
— режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне организованности);
— коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
— проблемы взаимоотношений с учителем.
Готовность ребенка к школьному обучению – имеет следующие компоненты:интеллектуальный, личностный, коммуникативный.
1.Интеллектуальный компонент. Наиболее важными показателями являются характеристики развития мышления и речи. Для детей 6-7 лет характерны следующие особенности:
— ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия;
— освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
— детские вопросы выступают показателем развития любознательности;
— появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
— экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
— складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость;
— овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию.
2.Личностный компонент:
— умение детей сознательно подчинить свои действия правилу;
— умение ориентироваться на заданную систему требований;
— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания;
— умение самостоятельно выполнить требуемое задание.
3.Коммуникативный компонент. Определяется как формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношения с другими детьми, уметь уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент, предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.