Скоро в школу

Педагог-психолог  первой категории  Чурсина Е.Г .

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей и знаменует перелом в социальной ситуации развития ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними.

В нашем детском саду начиная со старшего дошкольного возраста, уделяется большое внимание подготовки детей к школьному обучению. В начале года в группах  была проведена первичная диагностика готовности детей к школьному обучению, которая помогла выявить положительные и отрицательные моменты.

Изучив оценку направленности ребёнка на процесс обучения в школе, было выявлено:  у большинства детей сформированы элементарные знания о школе.

Так же среди родителей подготовительной группы была проведена анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе?» с целью выявления трудностей в процессе подготовки к школе.

Анкетирование родителей показало, что мотивы детей к обучению выше среднего уровня, познавательный способности сформированы на среднем уровне. Родители  считают, что их ребёнок не  достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания, т.е. эмоционально-волевые качества на среднем уровне. 62% отмечают, что их ребёнок не способен складывать и вычитать в пределах 20.

54% родителей утверждают, что их дети знают буквы и умеют читать по слогам.

Рекомендации родителям будущих первоклассников:

1)Формировать у ребёнка положительную мотивацию к школьному обучению.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. Для успешного обучения ребенку нужно быть организованным, внимательным активным ответственным с интересом относиться к учебе. Наличие этих качеств даже важнее чем, например умение читать и считать.

Старший дошкольник, готовый к школе, хочет учиться. У ребенка появляется осознание своего социального «Я» и как следствие возникает желание занять определенную позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослости, возникает и познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствуют возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, называемой внутренней позицией школьника, которая вступает как один из критериев личностной готовности ребенка к школьному обучению. Для формирования положительной мотивации необходимо:

-поддерживать интерес ребёнка ко всему новому, отвечая на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах;

-организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни;

-знакомить детей с  загадками, рассказами, сказками на школьную тему;

-играть в игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Таким образом, основная цель взрослого – показать ребёнку, что много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

2)Формировать у ребёнка способности преодолевать трудности, развивать работоспособность и волевые качества.  Для этого необходимо:

  1. Повышать самостоятельность и ответственность ребёнка:

— закрепить конкретное поручение за ребёнком, поощрять его выполнение;

— учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

— использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по   образцу», «Найди пять отличий», «Да и нет, не говори…»

3. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

 

3)Готовить руку ребёнка к письму:

— научить правильно сидеть при письме, правильно держать руку и ориентироваться в пространстве. Уметь различать правую и левую стороны.

— для тренировки руки можно использовать: книжки-раскраски (лучше использовать цветные карандаши); рисовать и копировать узоры и орнаменты; копирование картинок на прозрачную бумагу; лепить пластилином и глиной; нанизывать бусы, застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок.

 

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из проблем сталкивается каждый ребенок:

— режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне организованности);

— коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

— проблемы взаимоотношений с учителем.

Готовность ребенка к школьному обучению – имеет следующие компоненты:интеллектуальный, личностный, коммуникативный.

1.Интеллектуальный компонент. Наиболее важными показателями являются характеристики развития мышления и речи. Для детей 6-7 лет характерны следующие особенности:

— ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия;

— освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

— детские вопросы выступают показателем развития любознательности;

— появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

— экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;

— складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость;

— овладение на слух разговорной речью и способность  к пониманию.

2.Личностный компонент:

— умение детей сознательно подчинить свои действия правилу;

— умение ориентироваться на заданную систему требований;

— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания;

— умение самостоятельно выполнить требуемое задание.

3.Коммуникативный компонент. Определяется как формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношения с другими детьми, уметь уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент, предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.